Научите ребёнка говорить «нет», или, как не воспитать безотказного и несчастного человека

Научите ребёнка говорить «нет», или, как не воспитать безотказного и несчастного человека

Это только кажется, что говорить «нет» так же просто и легко, как и «да». Намного приятнее всегда и во всём соглашаться: близкие гордятся отзывчивостью, воспитатели и учителя хвалят, друзья ценят. Но, увы, люди, которые не умеют отказывать, становятся удобным объектом для манипуляций и бывают очень несчастны.

Когда начинать учиться выставлять личные границы? Необходимо ли детей учить их защищать? Нужно ли детям вообще овладевать искусством компромисса? Нужно ли учиться подчиняться в определённый момент? Безусловно! Но всему этому ребёнок научится только после того, как сможет говорить твёрдое «нет». Любой человек должен знать, что у него есть выбор. Возможность сказать «нет» — это начало способности говорить «да». Себе. Нам. Событиям, которые совершаются в его жизни.

Как объяснить ребёнку, что говорить «нет» — очень важно?

1. Поясните, что говорить «нет» в определённых ситуациях хорошо и правильно. Конечно, не всегда нужно вступать в спор с мамой при просьбе убрать свои игрушки или почистить зубы, но есть ситуации, в которых отказ уместен. Например, при выборе еды или просьбе поделиться своей вещью.

2. Расскажите ребёнку о полном и абсолютном праве человека на собственное тело. В любой ситуации, которая связана с телесным (прикосновение, игра, посещение врачей, даже общение с родителями и родными), ребёнок имеет право сказать «нет». Кому угодно и когда угодно: полицейскому, директору, бабушке и (о, ужас!) родителю. Внимательный взрослый, даже если понимает, что тревога излишняя, не станет говорить «да ерунда всё это». Наоборот, он будет в миллионный раз объяснять, что происходит, и ждать добровольного согласия. Если, конечно, это не критические ситуации, связанные с риском для здоровья.

3. «Нет» — это не только слово. Это — принцип, позиция, право. Слово должно быть подтверждено и языком тела. Важна не только интонация, но и взгляд (лучше смотреть прямо в глаза), поза (уверенно стоять на ногах), возможно, стоит закрыться руками.

4. Ребёнок не должен бояться отказывать, даже если взрослые настаивают. Часто приходится говорить «нет» несколько раз. Многие родители в ответ на вопрос «Почему ты не отказался, если понимал, что не хочешь это делать?» слышат: «Я сказал, но они всё равно просили!» Отказывать нужно до тех пор, пока вас не услышат. И даже если не услышат, вы имеете право поступить по-своему, не дожидаясь, пока отказ будет принят.

Иногда дети думают, что отказать кому-то в его просьбе — значит отвергнуть самого человека, его дружбу и хорошее отношение. Объясните ребёнку, что это не так.

Не забудьте рассказать, что дружба и сотрудничество — не обязательство согласие выполнять все пожелания. Это постоянный поиск компромиссов. Право высказывать свободно своё мнение и желания — признак гармоничных и здоровых отношений. Когда дочь часто слышит от одноклассницы «Если ты не дашь мне поносить вот эту кофточку, которая мне очень идёт, то ты мне больше не подруга», стоит задуматься, а дружба ли это на самом деле. О таких ситуациях лучше говорить с ребёнком заранее.

5. Отказывать нужно уметь не только уверенно, но и правильно.

Важно быть вежливым и называть причины: «Остаться после уроков, чтобы вымыть класс третий раз на этой неделе? Мне искренне жаль, но я должен вернуться домой не позже трёх, для мамы это очень важно». Умение называть вещи своими именами: «Нет, я не буду шутить над новеньким, хотя он действительно выглядит странно, твоё предложение смахивает на буллинг» или «Конечно, никто не заметит, что мы возьмём эти деньги со стола учителя, но ведь это воровство и против моих принципов».

Если важно сохранить отношения со сверстниками, можно предложить альтернативу. Или оставить возможность для восстановления отношений даже после отказа: «Когда закончите писать глупости на стенах подъезда — приходите в гости». Все эти приёмы важно не просто проговорить, но и проиграть с ребёнком, чтобы он смог быстро среагировать и ответить, когда окажется в потенциально опасной ситуации.

6. Умение отказывать — это в первую очередь повышение личной безопасности. «Нет» — не трусость. «Нет» — это осторожность и предусмотрительность. Иногда для того, чтобы сказать «нет», нужно гораздо больше храбрости, чем просто пойти со всеми. Особенно, если противостоишь коллективу или авторитету. «Нет» — не глупость, если отказываешься и думаешь своей головой. «Нет» — не непослушание, право на выбор есть у всех. «Нет» — не противозаконно: в Конституции РФ записаны наши права и свободы, в том числе свобода на собственное мнение. И главное: «нет» — не перспектива остаться в одиночестве против целого мира, потому что за спиной всегда будут мама, папа, бабушка, дедушка, кто-то, кто любит, принимает и поддерживает ребёнка вне зависимости от его выбора.

«Нет» действительно является мощным словом. И если ребёнок способен сказать «нет» самому себе, то он всегда сможет регулировать свои действия и слова, чем обеспечит себе независимость, безопасность и уважение окружающих.

Нам, родителям, очень хочется, чтобы ребёнок отказывал всем, кто недостаточно хорош или вызывает подозрения, с нашей точки зрения, но при этом не противоречил родительской воле. Однако, если вы уважаете право ребёнка на осознанный выбор и принятие решения, то будьте любезны приготовиться к тому, что и ваши предложения и пожелания тоже могут быть подвергнуты анализу и оспорены. И на пути формирования независимой и самостоятельной личности вы можете столкнуться с отказом посещать «такую чудесную» музыкальную школу или записываться в выбранную вами секцию. Если вы всё же решились попробовать уважать свободу вашего чада, запомните, из чего состоит умение сказать осознанное «нет»:

• Ребёнок должен понимать, что имеет право на высказывание и отстаивание собственного мнения, осознавать свою ценность.

• Мнение ребёнка должно быть сформировано из нескольких «знаю»: я знаю, кто я, и знаю, чего я хочу (картошку или макароны, надеть синюю футболку или зелёную).

• Ребёнок не должен переживать, что его бросят, разлюбят, отвергнут, если отказать в просьбе. Он должен знать, что всегда есть тыл, куда можно пойти за поддержкой. Каждый родитель хочет, чтобы его дети были уверены в себе, могли твёрдо и обоснованно отстаивать свою точку зрения. Расскажите своему ребёнку о том, как вы сами смогли когда-то сказать «нет», когда это было нелегко, но необходимо, — это будет полезным примером.

Семья — это место, где мы можем научиться говорить «нет» в самой благоприятной обстановке. Если мы не учимся этому в семье, то мы не научимся этому нигде. Если наши дети не смогут говорить «нет» нам, то они не смогут говорить это никому. Я хотела бы, чтобы к тому времени, когда моим детям придется решать: бегать по крыше высотки или нет, пробовать наркотики или нет, садиться в чужую машину или нет, они отлично умели говорить «нет».

Проблема «нет» начинается с осознания своей ценности: своих интересов, своей собственности, своих прав.

«Нет» можно сказать, только защищая все это.

Задайте себе вопрос: «Есть ли у ребенка то, что он хочет защищать?

Джамиля Достовалова, ведущий психолог Регионального центра «Семья»

0