Подростковый возраст – период эмансипации ребёнка от родителей,
достижение определённого уровня автономии, независимости от них. Этот
процесс происходит, как минимум, в трёх направлениях: эмоциональном,
поведенческом, нормативном.
В подростковом возрасте эмоциональная зависимость от родителей
начинает тяготить ребёнка. И хотя эмоциональные отношения с ними по-
прежнему занимают в жизни подростка значительное место, он начинает
постепенно включать в неё эмоциональные отношения с другими людьми –
выбирает друзей (а то и совершенно меняет круг общения!), влюбляется. Однако
не всегда процесс принятия этого факта проходит мирно в семье. Бывает, что
родители вносят в этот закономерный, в общем-то, процесс элемент
драматичности. Они часто чувствуют обиду, обвиняют детей в чёрствости и
неблагодарности, могут поощрять излишнюю зависимость детей или сами
обращаются за эмоциональной поддержкой к детям. К сожалению, такое
выстраивание взаимодействия родителей с детьми-подростками способствует
только лишь инфантилизации последних. В результате инфантильные молодые
люди могут никогда не стать социально зрелыми людьми и часто предпочитают
жить с родителями, даже вступая в собственный брак.
Помимо эмоционального отделения от семьи, в это же время у подростка
происходит формирование своей системы норм и ценностей, нередко
отличающейся от тех, которых придерживаются его родители. Семья является
мощным фактором формирования ценностной системы подростка. При этом
влияние родителей на ценностные ориентации детей сильнее в тех семьях, где
существует эмоциональная поддержка и взаимопонимание, частое и интенсивное
общение, где последовательно поддерживается семейная дисциплина в форме
душевного общения и убеждений с помощью слов. При неблагополучных
отношениях усиливается влияние внесемейных факторов.
Подростки всеми силами стремятся освободиться от контроля со стороны
родителей, отстаивают права на принятие собственных решений без внешнего
руководства, но это стремление имеет относительный характер. В
действительности подростки не стремятся к полной свободе, потому что не знают,
как ей воспользоваться. Подростки нуждаются в том, чтобы свобода давалась им
постепенно, по мере того, как они научатся ею пользоваться.
Поведенческая эмансипация подростков волнует родителей и часто
становится причиной конфликтов в семье. Родителей пугают такие сферы, как:
выбор друзей и партнёров, организация свободного времени,
планирование будущего;
успеваемость, посещаемость школы, общее отношение к учёбе и
учителям, поведение в школе;
выполнение обязанностей по дому, расходование денег, отношение к
личным вещам;
демонстративное поведение по отношению к родителям, ссоры с
братьями и сёстрами, ухудшение отношений с престарелыми
родственниками.
Типичные жалобы родителей в период подросткового возраста у детей:
«Поздно ложится спать»;
«Злоупотребляет косметикой»;
«Гуляет допоздна»;
«Не делает уроки»;
«Не ходит в школу»;
«Приводит друзей домой, когда меня нет»;
«Закатывает истерики в ответ на замечания»;
«Не убирает в своей комнате»;
«Ничего не хочет делать вместе с семьёй»;
«Всё время хочет быть один»;
«Требует денег» и т.д.
Так в чём же проблема? А проблема заключается в том, что родителям
очень трудно делегировать ответственность за собственное поведение детям.
Конечно, действия родителей продиктованы беспокойством за будущее
своих чад. Но парадокс заключается в том, что если контроль родителей успешен,
то ребёнок может упустить возможность лучше освоить самостоятельный образ
жизни! Другими словами, как бы ни было беспокойно и страшно, пришло время
понять, что вы, именно вы научили ребёнка быть таким, какой он есть. Вы научили
его думать, анализировать и принимать решения. Вы научили его отстаивать свою
точку зрения. Вы научили его делать выбор. Но пока только в теории. Разрешите
ему теперь опробовать всё это на практике. Разрешите и доверьте ему самому
нести ответственность за свою жизнь.
Джамиля Достовалова, ведущий психолог Регионального центра «Семья»