Что же такое «мелкая моторика»? Это способность выполнять мелкие и
точные движения кистями и пальцами рук и ног. Мелкая моторика
непосредственно влияет на ловкость, на почерк, который сформируется в
дальнейшем, на скорость реакции. Несформированность моторики проявляется в
виде недостаточной точности и гибкости. Развитие мелкой моторики — один из
важнейших этапов всестороннего развития ребенка.
Почему важно развивать мелкую моторику
Учеными замечено, что если малыш поставлен в условия, ограничивающие
произвольные движения или мало двигается, то у него развиваются своеобразные
компенсаторные двигательные действия: раскачивание тела из стороны в
сторону, рассматривание своих рук, навязчивые движения руками, сосание
пальцев. Выполняемые на автомате, они в какой-то мере удовлетворяют
необходимую потребность малыша в движениях. Такие действия, превращаясь во
вредные привычки, препятствуют развитию необходимых двигательных актов и
могут быть устранены лишь длительными систематическими занятиями.
Развитие мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь
малыша потребует использования точных, координированных движений кистей и
пальцев, которые необходимы чтобы одеваться, рисовать, писать, а также
выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий, дают
возможность приобрести социальный опыт.
Развивая мелкую моторику, необходимо уделить внимание и крупной
моторике. Навыки крупной моторики — это фундамент, база для формирования
тонких движений рук. В этом случае, чем раньше начата с ребенком работа по
формированию у него двигательной сферы, тем меньше вероятность
возникновения отклонений и нарушений в его моторике и тем более благотворно
скажется влияние двигательных функций на его психофизиологическое развитие.
Связь между мелкой моторикой и речевым развитием
Чем больше ребенок работает своими пальчиками, тем быстрее происходит
развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. Дело
в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся
рядом. Причем речевые активно формируются под влиянием импульсов,
поступающих от пальцев. Вот и получается, что уровень и темп развития речи
малыша напрямую зависят от того, насколько развиты тонкие движения детских
пальчиков. Недостатки в развитии лицевой и речевой моторики проявляются в
невыразительности мимики, в затруднениях или полной невозможности
произношения некоторых согласных звуков, в общей нечеткости речи,
невнятности и смазанности произношения.
С какого возраста следует развивать моторику?
Часто взрослые спрашивают, в каком возрасте можно начинать развитие
мелкой моторики? Начать работу по развитию моторики нужно с самого раннего
возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая
гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой
головного мозга, делать массаж кистей рук, давать перебирать ему сначала
крупные, а затем более мелкие предметы — пуговицы, бусы. Хорошими
помощниками в развитии мелкой моторики станут различные развивающие
игрушки: пазлы, картинки-вкладыши, шнуровки. Развивая мелкую моторику у
дошкольника, не нужно забывать о приобретении элементарных навыков
самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков.
Какие занятия помогут развить мелкую моторику
Лепка
Лепка способствует развитию моторики рук благодаря стимуляции
тактильной чувствительности детских пальчиков. Вначале необходимо показать
ребенку сам процесс превращения бесформенного комочка в фигурки,
заинтересовать его. Ребенку важно уловить чёткую связь между движениями рук и
результатом (формой), который может получиться. Поначалу он научится
создавать простые, примитивные фигурки: шарики, колбаски, лепешки, но это
поспособствует возникновению желания слепить что-то определенное.
Взрослым необходимо предварительно подготовить материал к работе:
размять пластилин, дабы он стал мягким, эластичным. Важно соблюдать
безопасность игры и смотреть, чтобы маленький исследователь не ел созданные
шедевры.
Начинайте с самых простых упражнений, например, с раскатывания
небольшого кусочка пластилина прямыми движениями между ладонями.
Пофантазируйте вместе с малышом, пусть это будут не обычные колбаски, а,
например, столбики для игрушечного забора или шпалы, а когда вы соедините
концы, получится колечко или бублик. Затем можно приступать к освоению
процесса лепки предметов округлой формы. Главное правило — играйте, когда у
ребенка хорошее настроение, ему не хочется спать и он здоров.
Рисование на песке
Ещё один прекрасный вид творчества. Для начала насыпьте на поднос
песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать
можно с простых фигур — линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя
задание.
В возрасте от 1,5 до 3 лет неторопливость ребенка может быть связана с
естественным недоразвитием моторики, особенно это касается моторики пальцев
рук, которая ещё не позволяет действовать быстро, четко и красиво. Занимаясь
лепкой и рисованием, у малыша тренируются ловкость, гибкость пальцев.
Какие еще игры способствуют развитию мелкой моторики ребенка?
Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки:
«Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока», и другие пальчиковые игры, во время
которых ребенок выполняет движения руками и пальцами в соответствии с
содержанием стихотворения.
Играть с малышом ближе к двухлетнему возрасту можно в мозаику.
Отдайте предпочтение той, у которой крупные фишки разных цветов (лучше, если
их будет не больше четырех) и маленькое игровое поле с небольшим
количеством отверстий. Можно сортировать фишки по цветам, выкладывать
«дорожки» из элементов одного цвета, основные геометрические фигуры (круга,
квадрата, треугольника), узоры согласно предложенному образцу.
В 2-3 года ребенок через действие учится сопереживать, а для этого нужна
драма. Подойдёт пальчиковый театр, совместное проигрывание и
проговаривание. Важно, чтобы ребенок при этом видел Ваше лицо и ощущал
Ваше эмоциональное состояние.
Также поработать над моторикой и речью ребенка помогут совместные игры
в мяч и поочередное перечисление предметов определенной категории.
Результаты от занятий
Чем больше малыш познает движений, тем лучше развивается его
мышление. «Этапная» замедленность с возрастом у детей проходит. Они
начинают самостоятельно завязывать шнурки и застегивать пуговицы, их руки и
пальцы приобретают ловкость и гибкость, уходят неуклюжие движения.
Но если вы видите, что ребенок ещё не научился застегивать пуговки и
надевать ботинки, если вас тревожит, что малыш «реактивный» или, напротив,
медленный, неуклюжий, то со всеми вопросами по его развитию необходимо
обратиться к психологу, а по вопросам развития речи следует получить
консультацию у логопеда.
Александра Ставрова, ведущий психолог Регионального центра «Семья»