В настоящее время разнообразные проблемы, присущие подростковому возрасту, находятся во внимании множества наук о развитии человека и общества, но особое развитие получила проблема буллинга – преднамеренного, систематически повторяющегося агрессивного поведения, включающего неравенство социальной власти или физической силы, насилия, но не в рамках классического подхода к подростковым конфликтам, а как проблема долговременной травли «жертвы».
Поскольку младший подростковый возраст является периодом пересмотра социальных стереотипов, становится крайне важным предотвратить переход обычных подростковых конфликтов в такую деструктивную форму затяжного воздействия на жертву, как буллинг, а также не допускать возникновения «жертв» и «агрессоров» среди подростков. Поскольку есть риск закрепления такой формы взаимодействия и переноса его в другой возрастной этап, существует опасность и для самих «жертв» и «агрессоров», так как для них могут наступить достаточно серьезные психологические и физические последствия.
Проблема профилактики буллинга остается насущной в связи с тем, что именно в этом возрасте моральные авторитеты уже утрачивают свое влияние и приобретают ценность совсем другие (часто это – люди с асоциальным поведением), поэтому главная задача – сформировать умение младших подростков выстраивать эффективные коммуникации, конструктивно взаимодействовать друг с другом, бесконфликтно общаться, приходить друг другу на помощь в трудной ситуации.
Дети, подвергающиеся издевательствам, находятся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении, и потому ощущают свою беспомощность. Такие дети ранимы, повышенно сензитивны к предполагаемой обиде, обостренно реагируют на отношение к ним окружающих. Все это, а также то, что они запоминают преимущественно негативные события, ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта, который постоянно увеличивается по закону «замкнутого психологического круга», и находит свое выражение в относительно устойчивом переживании тревожности. Подростки начинают прогуливать занятия в школе, среди них нередки самоубийства и даже убийства. В последние годы в среде несовершеннолетних наблюдаются случаи Скулшутинга и «Колумбайна». Безусловно, одной из возможных причин этого может являться буллинг, и как следствие – аффективная реакция по отношению к агрессорам.
Специалисты отмечают роль школы и ее влияние на взаимоотношения между детьми, сопровождающиеся буллингом. Искоренить травлю невозможно только за счет ужесточения дисциплины, отстранения агрессоров от учебы или организации терапии для жертв травли.
Известно, что пики косвенной травли приходятся на переходы в среднюю и старшую школу. Анализируя общеизвестную статистику по заявленной проблеме, мы пришли к выводу, что около 85% выявляемых случаев в школе приходится на детей младшего подросткового возраста.
Для определения актуальности проблемы и наличия буллинга среди младших подростков, в октябре 2018 года на базе одной из школ города Тюмени была проведена диагностика учащихся параллели пятых классов.
В исследовании приняли участие 183 младших подростка (87,5%), 147 родителей/законных представителей (80,3%), 12 педагогов (классных руководителей и педагогов-предметников, работающих с данными учащимися). Основные мишени диагностики были сконцентрированы на определение наличия рисков и фактов буллинга в классах, а также на сформированность определенного шаблона коммуникативных умений. Результаты оказались не утешительными и статистически соответствуют общемировым тенденциям.
Также, согласно полученным данным, 24% учащихся подвергались буллингу. В большей степени со стороны одноклассников (18,5%) и реже со стороны учеников параллельных классов (5%), 0,5% – случаи буллинга со стороны педагогов.
Исходя из статистических показателей коммуникативных навыков у младших подростков, две трети учащихся имеют сформированные агрессивный и зависимый способы общения, и только одна треть учащихся обладает сформированными компетентными коммуникативными умениями.
Существует взаимосвязь между навыками общения детей и наличием риска и фактов буллинга. О том, насколько они взаимосвязаны и на что необходимо обратить более пристальное внимание, читайте в следующей статье.
Евгения Писарева, ведущий психолог Регионального центра «Семья»