Наблюдая за тем, как родители, взаимодействуя со своими дочерьми, я часто слышу фразы: «Ну как ты себя ведёшь! Ты же хорошая девочка! Хорошие девочки так себя не ведут!» При этом взрослые не всегда объясняют своему ребёнку какого конкретно поведения они от него ждут.
На тренингах и индивидуальных консультациях я просила взрослых описать термин «хорошая» девочка. Не зависимо от возраста и семейного положения взрослых ответы отличаются завидным постоянством. Перечень признаков «хорошей» девочки примерно такой: она послушная, честная, заботливая, добрая, ласковая, отзывчивая, терпеливая, спокойная, умная, красивая, опрятная, понимающая, помощница, отличница.
На вопрос: «Чего «хорошей» девочке делать категорически нельзя?» родители отвечали: нельзя кричать, драться, жадничать, капризничать, впадать в истерику, ругаться, говорить «не хочу, не буду», закрываться в своей комнате, иметь секреты от родителей, заниматься какой-нибудь ерундой и глупостями (список «ерунды и глупостей» довольно разнообразный, но обычно это то, что нравится детям, но не нравится сами знаете кому).
Детям важно нравиться своим родителям (либо другим значимым взрослым, выполняющим роль родителя). Детям необходимо быть принятыми. Детям важно чувствовать себя любимыми и нужными. До определённого возраста (исходя из индивидуальных особенностей ребёнка), а иногда и всю свою жизнь, дети делают всё, чтобы нравиться своим родителям. Девочка вполне может научиться быть «хорошей», исходя из представлений об этом её значимых взрослых. Нельзя кричать, когда страшно или больно, переносить страх и боль молча, либо запретить себе чувствовать страх и боль. Нельзя драться, когда хочется наказать кого-нибудь или отстоять свою позицию, научиться подстраиваться под других, без учёта своих потребностей. Нельзя жадничать (иметь что-то своё), нельзя закрываться в своей комнате и иметь секреты от родителей – это про личные границы, про уважение девочки другими и про самоуважение.
Девочка вполне может научиться быть послушной, терпеливой, отзывчивой, заботливой и понимающей. Важно понимать, что став такой «хорошей» для своих значимых взрослых, она не остановится. Она будет «хорошей» для всех. И для своих, и для чужих. Поняв необходимость нравиться взрослым, она научится ставить желания и потребности окружающих выше своих, не задумываясь о последствиях. Что, к сожалению, даёт им возможность практически управлять её действиями.
Давайте предположим, какой может стать женщина, выросшая из послушной, заботливой, терпеливой, понимающей помощницы и отличницы, из «хорошей» девочки?
Вариантов много, но есть одна характерная особенность: «хорошая» девочка, вырастая, становится «хорошей» и «удобной» женщиной. С такой женщиной выгодно находиться рядом, ведь она умеет заботиться, понимать, принимать, оправдывать, спасать, «подставлять плечо», брать на себя ответственность.
Она почти никогда не говорит «нет», боится кого-нибудь обидеть, расстроить, подвести и не оправдать доверие. «Хорошая» женщина старается любое дело доводить до конца, отзываться на просьбы (это очень удобно её сотрудникам на работе). Скорее всего она не сможет развестись с мужем – алкоголиком, домашним тираном или безработным. Особенно если он никому, кроме неё не нужен. Но это не самое главное: повзрослевшая «хорошая» девочка не всегда понимает саму себя, не всегда осознаёт свои собственные потребности и желания, не даёт себе вкусно есть и вдоволь спать, почти не разрешает себе отдыхать. Она умеет заботиться обо всех, кроме себя. Она умеет жалеть других, себя – редко (и другим себя жалеть не позволяет).
На самом деле, природа дала человеку при рождении всё то, что ему пригодится в жизни. Я имею ввиду не только руки, ноги, голову, но и способность кричать, плакать, сопротивляться, противостоять, если с ним что-то происходит не так. Родители, не давая ребёнку плакать и расстраиваться, будто говорят ему: «Не чувствуй это», «не доверяй себе».
Я желаю родителям, дочитавшим до конца статью, доверять себе и своим детям.
Уна Журавлёва