ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Писарева Евгения Владиславовна. Профилактика буллинга у младших подростков во внеурочной деятельности : выпускная квалификационная работа магистра : 44.04.01 Педагогическое образование, магистерская программа «Методология и методика социального воспитания» / Е. В. Писарева ; науч. Рук. О. А. Селиванова ; рец. О. А. Мальцева; Тюменский государственный университет, Институт психологии и педагогики, Кафедра общей и социальной педагогики. ‒ Тюмень, 2020. ‒ 122 с.: рис., табл. ‒ 42; Библиогр. список: с. 78-83 (53 назв.). ‒ Прил.: с. 84-122.
Ключевые слова: конфликт, травля, булль, буллинг, моббинг, коммуникация, младший подростковый возраст, профилактика, внеурочная деятельность.
Актуальность исследования. В текущее время проблемы, которые присущи подросткам, находятся во внимании множества наук. Одной из таких проблем являются конфликты, которые в межличностном взаимодействии рассматривается как такой вид общения, «в основе которого лежат различного рода реальные и иллюзорные, объективные или субъективные и в различной мере осознаваемые противоречия между общающимися личностями при наличии попыток их разрешения на фоне эмоциональных состояний».
Особое внимание получила проблема буллинга – насилия, но не в рамках классического подхода к конфликтам, а как проблема долговременной травли «жертвы».
При исследовании буллинга существует ряд сложностей теоретического и практического характера. В теоретическом плане существует недостаточно наработок, объясняющих этот феномен, особенно в связи с подростковым возрастом потому, что он носит не только возрастной характер, но и социальный. Даже на уровне понятий нет четкого определения – что есть агрессия, что есть конфликт, что есть жертва и агрессор и т.п., в каждом теоретическом подходе есть свой взгляд на эту проблему, но он, как правило, ограничен только рамками какого-то одного подхода.
Проблема практического характера – сложность определения и отделения буллинга от обычных подростковых конфликтов, коротких по природе и ярких по проявлениям. Отсюда и затруднения в диагностике этого явления.
Также остается насущной проблема профилактики буллинга, так как мы имеем в виду не только умения младших подростков конструктивно взаимодействовать друг с другом, бесконфликтно общаться, но и о морально-ценностной основе отношений, а именно эта сфера крайне закрыта от влияния педагогов на подростков потому, что именно в этом возрасте моральные авторитеты уже утрачивают свое влияние и приобретают ценность совсем другие люди (часто люди с асоциальным поведением). Именно эта проблема еще мало изучена.
С учетом выше перечисленных обстоятельств, теоретической и практической значимости рассматриваемой проблемы, в работе были определены цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования.
Констатируем наличие противоречия между необходимостью общества и государства в гражданах, которые умеют налаживать партнерские отношения, создавать атмосферу взаимоподдержки, ценностных ориентаций и уважения к каждой личности, и недостаточной разработанностью современных педагогических способов и методов формирования компетентных коммуникаций, а профилактика буллинга имеет эпизодический, бессистемный характер.
Все это обусловило постановку проблемы исследования, связанную с определением и созданием педагогических способов и методов, способствующих профилактике буллинга у младших подростков в процессе внеурочной деятельности.
Это позволило сформулировать тему исследования: «Профилактика буллинга у младших подростков во внеурочной деятельности».
Объектом исследования является процесс профилактики буллинга у младших подростков во внеурочной деятельности.
Предмет исследования составляют способы и методы профилактики буллинга у младших подростков во внеурочной деятельности.
Цель исследования: выявление эффективных способов и методов профилактики буллинга у младших подростков.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс профилактики буллинга у младших подростков будет наиболее эффективным, если в содержание внеурочной деятельности младших подростков включить мероприятия, направленные на:
‒ приобретение младшими подростками навыков эффективного межсубъектного взаимодействия;
‒ развитие навыков установления личных границ, и умений противостояния давлению со стороны;
‒ развитие умений использовать внешние ресурсы в лице родителей/законных представителей и педагогов и т.д.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
Методологические и теоретические основания и поставленные задачи определили последовательность теоретического и эмпирического исследования проблемы, которое было проведено с сентября 2018 года по декабрь 2019 года включительно.
Теоретико-методологической базой исследования являются:
‒ положения культурно-исторической концепции о психологических особенностях подросткового возраста Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Драгунова Т.В. и др.;
Психологические теории безопасности образовательной среды и буллинга в образовательной среде (И.А. Баева, Е.Б. Лактионова, С. Lee, D. Olweus, K. Rigby) [7, с.583-590], анализ основных видов и форм насилия в образовательной среде; психологических и социальных последствий насилия для психического развития ребенка (Л.С. Алексеева, Е.В. Бурмистров, Е.Ф. Быковская, Е.Н. Волков, Е.Н. Волкова, Т.Г. Волкова, Н.О. Зиновьева, Н.Ф. Михайлова, Д. Пстрога);
‒ работы в области изучения системы отношений человека Б.Г. Ананьева А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, В.Н. Панферова, С.Л. Рубинштейна;
‒ принцип системно-структурного и комплексного подхода к изучению личности и деятельности Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Л.А. Головей, A.B. Карпова, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Е.Ф. Рыбалко и др. [20].
Этапы проведения исследования характерны для педагогического процесса в целом и представляют собой следующие:
Методы исследования:
‒ теоретического уровня: анализ и обобщение научно-теоретической литературы по исследуемой проблеме на современном этапе развития науки, самонаблюдения, самоанализа, моделирование.
‒ эмпирического уровня: методы тестирования: «Социометрия»; опросник «Smob»; опросник риска буллинга (ОРБ); тест коммуникативных умений Л. Михельсона; опросные методы: опросник для родителей и педагогов; изучение документации, педагогический эксперимент в констатирующем и формирующем этапах;
‒ методы обработки: метод корреляционного анализа; проведение статистической обработки эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: исследовательская деятельность осуществлялась на базе Муниципальных автономных общеобразовательных учреждений города Тюмени.
Научная новизна исследования заключается в том, что в современных условиях компьютеризации, сепарации подростков от общего коллектива, соперничества и конкуренции, выявлены педагогические способы и методы, позволяющие организовать эффективную профилактику буллинга у младших подростков во внеурочной деятельности.
С целью проверки эффективности программы, реализуемой с целью профилактики буллинга, на формирующем этапе исследования проводилась работа с экспериментальной группой. На контрольном этапе исследования проверялась эффективность программы путем сравнительного анализа полученных диагностических данных экспериментальной и контрольной групп. Диагностика проводилась по тем же методам и методикам, что и на констатирующем этапе.
Рис.15. Результаты диагностики динамики социометрических показателей в
экспериментальной группе (констатирующий и контрольный этапы)
По итогам повторной диагностики младших подростков в контрольной группе по социометрическому тесту «Социометрия», динамика показателей представлена в рисунке 16.
Рис.16. Результаты диагностики динамики социометрических показателей
в контрольной группе (констатирующий и контрольный этапы)
Как видно из результатов диагностики в контрольной группе показатели изменились незначительно: стало больше детей с низким статусом, без дружеских связей (на 8,7% и 5,7% соответственно), возросло количество конфликтов на 7,6%. Количество подростков с высоким статусом, напротив, снизилось на 1%.
Рис. 17. Результаты динамики коммуникативных умений
в экспериментальной группе (констатирующий и контрольный этапы)
По итогам диагностики младших подростков в контрольной группе, количество учащихся с компетентными коммуникативными навыками и умениями снизилось на 2%, с агрессивным способом общения повысилось на 3,3%, с зависимым способами общения понизилось на 4,3%, рисунок 18.
Рис. 18. Результаты динамики коммуникативных умений
в контрольной группе (констатирующий и контрольный этапы)
Рис.19. Результаты динамики показателей рисков буллинга
в экспериментальной группе
(констатирующий и контрольный этап)
В контрольной группе констатируем снижение показателей рисков буллинга по шкала предикторам: небезопасность – снижение на 0,1 балла, разобщенность – повышение на 0,15 балла; по шкалам-антипредикторам: благополучие – снижение на 0,2 балла; равноправие – констатируем снижение показателей на 0,5 балла, в качестве иллюстрации динамики представляем рисунок 20.
Рис.20. Результаты динамики показателей рисков буллинга в
контрольной группе (констатирующий и контрольный этапы)
Психологический (эмоциональный, моральный и деловой климат) в экспериментальных группах с точки зрения младших подростков повысился, в контрольных группах остался на прежнем уровне, либо снизился. Более подробные данные приведены в таблице 20.
Психологический климат с точки зрения учащихся (контрольный этап)
Группы | Климат | |||
эмоциональный | моральный | деловой | психологический | |
экспериментальная | 4,7 | 4,6 | 4,4 | 4,6 |
контрольная | 3,7 | 3,7 | 3,8 | 3,7 |
Динамика изменений психологического климата в экспериментальной группе представлена на рисунке 21.
Рис.21. Результаты динамики показателей
психологического климата в экспериментальной группе
(констатирующий и контрольный этапы)
Динамика изменений психологического климата в контрольной группе представлена на рисунке 22.
Рис.22. Результаты динамики показателей
психологического климата в контрольной группе
(констатирующий и контрольный этапы)
Для доказательства эффективности проведенной профилактической работы был применен парный t-критерий Стьюдента для зависимых совокупностей. Были полученные следующие результаты:
среднее значение признака до эксперимента составляет 9.142±12.748 (m = ±3.680); среднее значение признака после эксперимента составляет 16.842±19.082 (m = ±5.509);
Число степеней свободы (f) равно 11;
Парный t-критерий Стьюдента равен 3.849;
Критическое значение t-критерия Стьюдента при данном числе степеней свободы составляет 2.201;
tнабл > tкрит, изменения признака статистически значимы (p=0.003).
Также, проведя опросы родителей/законных представителей и педагогического коллектива, можем утверждать, что повысился их уровень знаний в области возрастных особенностей младших подростков, феномена буллинга и есть представление о методах и способах противодействия травле, возрос ресурсный потенциал.
Практическая значимость исследования заключается во внедрении комплекса способов и методов, составивших основу технологии профилактики буллинга у младших подростков во внеурочной деятельности; возможности использования результатов исследования в работе с подростками в средних образовательных учреждениях, в досуговой и клубной деятельности; возможность включения материалов исследования в процесс подготовки и переподготовки учителей, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены соблюдением логики научного познания, неприхотливостью исходных методологических оснований, комплексом методов, адекватных объекту, предмету, цели и задача исследования, надежностью полученных данных и репрезентативностью объема выборки респондентов.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Гипотеза нашего исследования состояла в предположении того, что процесс профилактики буллинга у младших подростков во внеурочной деятельности будет наиболее эффективным, если в содержание внеурочной деятельности младших подростков включить мероприятия, направленные на изменение системы отношений, а не как работу с деформацией отдельно взятой личности. Работа проводилась на развитие навыков выстраивания компетентных коммуникаций, придерживаясь принципов взаимопомощи, поддержки, дружбы, на положительное изменение психологического климата в классе, на развитие умения работать в команде, развитие способности совместными усилиями решать сложные ситуации, развитие способности конструктивной поддержки ближнего, и навыка обращения к внешним ресурсам в случае невозможности самостоятельного разрешения трудных ситуаций.
На констатирующем этапе были проведены исследования по определению особенностей межличностных взаимоотношений, статусов подростков в классном коллективе, их эмоциональное состояние, сложившегося психологического климата в классе, рисков и фактов буллинга, его особенностей, а также сформированность различных коммуникативных умений. Проведя анализ взаимосвязей между показателями методом математической статистики пришли к выводу, что носят линейный характер и являются заметными взаимосвязи между: зависимым способом общения и разобщенностью (0,85); агрессивным способом общения и небезопасностью (0,81). Имеет заметную обратную связь корреляция между: агрессивным способом общения и равноправием (-0,70); компетентным способом общения и небезопасностью (-0,73); компетентным способом общения и разобщенностью (-0,78). Анализируя полученные статистические данные, можем сделать первоначальные выводы о том, что не умение выстраивать конструктивные коммуникации младшими подростками может быть причиной возникновения рисков и случаев буллинга в классном коллективе. Прослеживается необходимость включения в программу профилактики буллинга мероприятий по развитию и формированию умений компетентных коммуникаций.
Поставленные задачи по выявлению, обоснованию и внедрению комплекса педагогических способов и методов, способствующих профилактике буллинга у младших подростков в процессе внеурочной деятельности, были достигнуты. В экспериментальной группе выросло количество младших подростков с высоким статусом на 0,9%, средним статусом на 27,8%, количество дружеских связей возросло на 28,7%. Количество детей с низким статусом снизилось на 28,7%, конфликтов в классе стало меньше на 15,6%. Подростков с компетентным способом общения стало больше на 25,2%, а с агрессивным и зависимым способами общения снизилось на 15,1 и 10,0 соответственно. По шкалам-предикторам: небезопасность и разобщенность показатели снизились на 4,5 и 2,0 балла соответственно, по шкалам анти-предикторам: благополучие и равноправие показатели выросли на 1,6 и 3,6 соответственно. Психологический климат повысился на 1,1 балл.
Среднее значение признака после эксперимента составляет 28.125±23.981 (m = ±6.923). Парный t-критерий Стьюдента равен 3.928. Критическое значение t-критерия Стьюдента при данном числе степеней свободы составляет 2.201. Соответственно мы доказали, что изменения признака статистически значимы (p=0.002).
В контрольной группе по всем показателям диагностировано снижение, либо показатели остались прежними. Таким образом доказана эффективность реализации программы профилактики буллинга у младших подростков во внеурочной деятельности.
Таким образом поставленные цель и задачи были решены, что доказывает положительная динамика в экспериментальной группе.
Департамент социального развития Тюменской области
Автономное учреждение социального обслуживания населения
Тюменской области и дополнительного профессионального образования
«Региональный социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних «Семья»
Технология обучения несовершеннолетних способам защиты от насилия через создание специального курса
«Детство БЕЗопасности»
Авторы:
ведущие психологи сектора ПМП
АУ СОН ТО и ДПО «РСРЦН «Семья»:
Г.Г. Кофанова, Е.В. Писарева, А.А. Шерстобитова
Тюмень, 2021 г.
Цель программы Спецкурса – развитие способности учащихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального характера.
Задачи:
Программа Спецкурса реализуется по 2 направлениям:
Спецкурс для несовершеннолетних по вопросам защиты от опасностей, связанных с насилием, безопасного реагирования и выхода из ситуаций, несущих угрозу жизни, включает 5 лекционно-практических занятия по 40 минут, ориентированных на возрастное развитие несовершеннолетних: 7 – 9 лет; 10 – 12 и 13 – 14 лет по темам:
Предложенные сценарии работы с родителями/ законными представителями несовершеннолетних, обеспечат развитие их воспитательного потенциала. Разработанная программа может быть использована в работе социальных педагогов, психологов, педагогов, как в школе, так и в других образовательных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения.
Приложение 2.1.
Памятка для учеников. «Правила самозащиты от буллинга (травли)»
Пока есть угроза, ходить в школе или по дороге домой вместе с кем-то из друзей и срочно обратиться к взрослым!
Приложение 2.2.
Кейсы. Примеры ситуаций:
Кейс №1. Виктор очень медлительный, и поэтому он часто задерживается в раздевалке, переобувая сменную обувь, когда приходит в школу. Старшеклассники заметили эту закономерность, а также страх Вити опоздать на урок, и стали специально поджидать его, не выпуская из раздевалки, пока не прозвенит звонок, или скидывали его куртку с вешалки, или прятали его портфель.
Кейс №2. Оксана всегда очень стеснялась выходить к доске и отвечать перед всем классом, краснела, запиналась. Однажды она, отвечая домашнее задание у доски, несколько раз ошиблась, что вызывало смех у одноклассников. В конце ответа она расплакалась. Оксана не заметила, как один из одноклассников снимал ее на телефон, а на перемене все пересматривали видео и смеялись, обещая выложить его в соцсети.
Кейс №3. Сергею по состоянию здоровья нельзя было есть ту еду, которую всем давали в школьной столовой, и он питался из контейнеров, принесенных из дома. Его одноклассник Антон все время подкалывал его: «Ну что сегодня у тебя на обед? Опять вонючие котлеты?»
Кейс №4. Света недавно сменила школу и не успела ни с кем подружиться. Ее новым одноклассникам не нравилась Светина прическа — длинная коса, и во время уроков они стали дергать ее за волосы и плевать ей в голову жеваной бумагой.
Приложение 3.1.
Памятка по безопасному поведению в Интернете.
Это важно знать!
Я сразу же сообщу родителям или другим значимым родственникам, если появятся какие-либо подозрения, касаемо моей безопасности (разглашение персональных данных, огласка конфиденциальной информации).
Приложение 5.1.
В качестве рекомендаций. «Доверительные отношения с ребенком – лучшая профилактика насилия».
Многие родители задумываются о том, как построить доверительные отношения с детьми. Это поможет детям справиться с трудностями, возникающими у них вне дома: в детском саду, в школе, на улице. С самого раннего возраста ребенок должен знать, что его всегда выслушают, дадут ему совет и не осудят. Родители смогут понять чувства, которые испытывает ребенок, если будет делиться своими радостями и бедами, и, главное, у него будет чувство защищенности.
Родителям, чтобы их отношения с детьми были доверительными, надо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы. Ребенок нуждается в общении не меньше, чем в пище и одежде – это главный инструмент, и говорить следует обо всем, даже о самых незначительных, на ваш взгляд, событиях, произошедших с ребенком за день.
Примерно так можно построить беседу с ребенком, пришедшим из школы:
Разумеется, у вас могут быть и другие темы для разговоров, которые не вошли в этот перечень. Хорошо, когда и родители рассказывают ребенку о себе: о том, что было на работе, о чувствах, испытанных за день.
Родителям полезно включать в разговоры рассказы о том, что волновало, пугало или радовало их, когда они были в таком же возрасте, как их ребенок теперь. Важно делиться с ним яркими воспоминаниями из дошкольного детства, рассказами о переживаниях и впечатлениях в школьные годы. Такие родительские рассказы укрепляют доверие и улучшают взаимоотношения между родителями и детьми.
Рассказывать о своих чувствах. Например, родитель испытывает раздражение по какому-либо поводу, но не говорит об этом ребенку. Ребенок, в свою очередь, догадывается о состоянии родителя по его мимике, позе, жестам, интонации. И, если ему говорят, что все хорошо, ребенок чувствует фальшь, у него появляется недоверие. К тому же сильные эмоции все равно найдут выход в резких словах или действиях. Когда отрицательные эмоции озвучены, проговорены взрослым или ребенком, их накал уменьшается. Образец проговаривания своих чувств ребенку дает взрослый. Например: «Я раздражаюсь, когда приходится повторять несколько раз, чтобы меня услышали». При этом важно, чтобы взрослые выражали все чувства, которые они испытывают к ребенку: и позитивные (восхищение, нежность, симпатию, любовь, радость от того, что у ребенка что-то получается, и т. п.), и негативные (гнев, раздражение, возмущение, недовольство, обиду и др.). Помнить, что реальный образ ребенка может не соответствовать родительским ожиданиям. Родителям достаточно знать о чувствах ребенка, его интересах и увлечениях, о том, с кем он дружит, и т. д. Не следует переносить свои ожидания на его жизнь, лучше просто попробовать стать для него примером.
Совместные занятия детей и родителей не только помогают детям стать более самостоятельными в будущем и получить разнообразные навыки, но и укрепляют их взаимоотношения с мамой и папой. У ребенка появляется самоуважение, чувство значимости, чувство общности со всеми членами семьи. Вместе можно ходить в магазины, делать подарок дедушке, собирать растения для гербария, выбирать новые чашки, играть в бадминтон, рисовать картинки, посвященные прошедшему отпуску, печь пироги или читать книжку.
Важно дарить детям «специальное время». Суть «специального времени» заключается в том, что родители или один из них проводят с ребенком, например, 20-30 минут в день, занимаясь тем, чем он захочет. Это время предназначено не для воспитательной или дисциплинарной работы, а для налаживания отношений, это укрепит и улучшит ваши отношения с ним, а также защитит его от многих проблем в будущем.
Поддерживать ребенка в трудных ситуациях, избегать критики. Когда ребенок, например, получил на уроке низкую оценку, родителям следует спокойно выяснить, почему это произошло: «Давай разберемся, что же у тебя не получается, и подумаем, что тут можно сделать…», «Ты очень огорчен из-за оценки?», «Можешь рассказать, какое задание у тебя было?», «Какая часть была трудной для тебя?», «Что помешало тебе выполнить задание?».
Для детей их родители – главные люди в жизни, от которых ребенок ждет защиты, помощи, советов, поддержки, а не унижений и критики. Необходимо полностью исключить из своего лексикона при общении с детьми такие фразы, как: «Уйди с глаз долой», «Это твои проблемы», «Как ты мне надоел». Что бы ни случилось, нужно найти в себе силы и сказать: «Я тебя люблю и хочу тебе помочь. Давай разберемся вместе!».
Разрешать ребенку высказывать собственное мнение. Родителям хочется, чтобы их дети были уверенными в себе и самостоятельными, умели высказывать и отстаивать свою точку зрения. При проведении семейных советов следует предложить ребенку высказать свое мнение по поводу обсуждаемой темы, и, пока он говорит, не перебивать и не комментировать его. Конечно же, это надо делать не для проформы, а будучи готовым иногда принимать точку зрения ребенка и действовать в соответствии с ней.
Уметь слушать ребенка. Нужно стараться больше слушать и меньше говорить, выражать заинтересованность: «Я понимаю», «Это интересно», «В этот момент ты чувствовал…». При этом следует искренне вникать в смысл слов ребенка, задавать вопросы, уточнять непонятное, обращать внимание на жесты и мимику ребенка, поскольку не все можно выразить словами. По окончании рассказа можно подводить итоги, делать обобщения: «Главное в том, что ты сказала…», «То есть, получается такая ситуация…», «Если я правильно тебя поняла…». Следить за смыслом высказываний, интонацией и тембром голоса.
Наладив доверительные отношения, родители смогут поговорить с ребенком на любые темы, например, о правилах безопасности, об учебе, о поддержании порядка, о выполнении требований. В разговоре должны быть и «детские» темы (например, о любимой компьютерной игре ребенка, об отношениях с одноклассниками, о мечтах). Если родители постоянно общаются со своим ребенком, то он, став взрослым, тоже будет общаться со своими детьми и с пожилыми родителями
Доверительные отношения – лучшая профилактика насилия.
В доверительных отношениях есть еще одна важная составляющая: при их наличии взаимодействие родителей и детей имеет постоянную основу, общение является ежедневным, систематическим. Это дает родителям возможность вовремя заметить перемены, которые происходят с ребенком (их причиной могут стать проблемные ситуации, в том числе, связанные с насилием в школе или на улице). Более того, не учитель будет рассказывать на собраниях о том, что происходит в классе – родители узнают обо всем от самого ребенка.
Несколько рекомендаций для установления доверительных отношений с ребенком:
˗ Приглашайте к себе домой друзей своего ребенка. Конечно, это хлопотно, но это стоит ваших усилий. В результате ваш ребенок будет доверять вам, и у него появится хорошая привычка: он будет знакомить вас со своими новыми друзьями.
˗ Старайтесь быть дома к тому моменту, когда ребенок должен вернуться домой.
˗ Выражайте радость по поводу прихода ребенка домой.
˗ Обнимайте ребенка.
˗ Оставляйте ребенку специальные записочки с поручениями и похвалами.
Ребенок, растущий в атмосфере счастья, любви и гармонии, сам станет гармоничным самодостаточным человеком, для которого родители на всю жизнь останутся близкими, значимыми и дорогими людьми.
Дети – свидетели насилия
Если в семье кто-то из родителей проявлял насилие, то ребенок с большой долей вероятности усвоит такую же модель поведения. Если мальчик отождествляет себя с отцом, который бил мать, а девочка – с матерью, которая страдала от насилия, то в будущей супружеской жизни этих детей значительно возрастает риск повторения подобной схемы отношений, а также передачи такой модели детям. Возникает замкнутый круг, насилие порождает насилие.
Ребенок, который является свидетелем насилия в семье, страдает от увиденного и услышанного. Было установлено, что дети, видевшие проявления насилия в отношениях между родителями, став взрослыми, сами склонны к использованию физического или другого вида насилия по отношению к супругам, и агрессии – по отношению к детям. Дети всегда знают о насилии в семье, хоть и не называют его таким словом. Они могут не отдавать себе отчета в причинах ссор и скандалов, но понимают: происходит нечто плохое. Они видят и слышат, как отец унижает мать, и нередко боятся, что мама может умереть. Они слышат, какими напряженными и холодными голосами разговаривают родители за ужином или какое тяжелое молчание повисает за столом.
Чувства детей – свидетелей насилия: вина и ответственность за то, что происходит в семье; страх от того, что они сами, как их близкие, могут пострадать от насилия; злость, отчаяние, страх перед разводом родителей и грядущей неизвестностью; стыд от того, что подобное, по их мнению, происходит только в их семье; подавленность и беспомощность, невозможность изменить ситуацию в семье; обособленность и одиночество; отсутствие чувства защищенности.
Поведение детей – свидетелей насилия: они отказываются ходить в детский сад или школу из опасения, что кто-нибудь может узнать о насилии в их семье; они могут быть чрезмерно агрессивными или, наоборот, слишком пассивными; они постоянно привлекают к себе внимание; они могут намеренно причинять боль другим детям или животным; они стараются меньше бывать дома.
Возможности преодоления насилия в школе. Иногда случается, что в школе ребенка обижают сверстники, и он страдает от «школьной травли». В этой неприятной ситуации может оказаться любой ребенок, а если у него отсутствуют навыки общения, то вероятность такого отношения повышается. Часто, но далеко не всегда, причиной насмешек являются особенности внешности (полнота, невысокий рост, близорукость) или поведения (импульсивность, замкнутость, заикание и т. п.).
Объекты психологического насилия – это, во многих случаях, послушные, робкие, пассивные дети, которыми вполне довольны взрослые, но которые своим характером провоцируют жестокость со стороны сверстников.
Инициаторами насилия над ровесниками становятся, в основном: активные, общительные дети, претендующие на роль лидеров; агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безответную жертву; дети, любой ценой стремящиеся быть в центре внимания и привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на «своих» и «чужих» (что является прямым результатом семейного воспитания); дети, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других.
Каковы последствия того, что ребенка постоянно обижают сверстники?
У ребенка может возникнуть депрессия, могут появиться страхи. У него снижается самооценка, постепенно закрепляется «образ неудачника», появляются мысли о том, что с ним что-то не так. Такой ребенок старается не проявлять активности. Часто он боится рассказать родителям о том, что с ним происходит в школе.
При существовании доверительных отношений ребенок сам расскажет родителям, что его обижают сверстники. Если он почему-либо скрывает свои проблемы, о них можно догадаться по некоторым косвенным признакам.
Так, родителей должно насторожить, если ребенок: постоянно находится в подавленном настроении; регулярно не хочет идти в школу, ссылаясь на состояние здоровья или другие причины; его вещи часто разорваны, испачканы или потеряны; в разговорах о школе он не упоминает об одноклассниках; он не знает, к кому обратиться, чтобы узнать домашнее задание.
Безусловно, каждый отдельный признак не может служить сигналом неблагополучия, но несколько признаков вместе – уже повод насторожиться: возможно, ребенок подвергается жестокому обращению со стороны одноклассников или более старших детей.
Как начать разговор с ребенком? Если родители подозревают, что у ребенка возникли какие-то проблемы в школе, обязательно нужно поговорить с ним об этом. Как можно начать подобный разговор? Например, ребенку можно задавать такие вопросы: Что делают твои одноклассники, когда начинается перемена? Ты любишь перемены? Что ты делаешь во время перемен? С кем из одноклассников ты проводишь время на перемене? Кто из одноклассников нравится тебе больше всего? Кто из ребят тебе не нравится? Что особенного он делает, почему не нравится тебе?
Ответы на эти или аналогичные вопросы помогут родителям получить картину происходящего в школе. Важно задавать вопросы дружелюбно, демонстрировать ребенку свое участие, желание помочь и готовность слушать его мнение и оценки. Напрямую об отношениях со сверстниками лучше не спрашивать. Также необходимо избегать давления на ребенка – это будет дополнительно травмировать его и усугубит и без того неприятную ситуацию. Если ребенок уходит от ответов, переводя разговор на другую тему, это означает, что проблемы есть, и он нуждается в поддержке. В таком случае возникает необходимость разговора с классным руководителем.
Ребенку можно сказать: «Как хорошо, что ты рассказал обо всем. Я думаю, тебе нелегко было это сделать. Нужно иметь большую смелость, чтобы попросить помощи у взрослых, когда попадаешь в трудную ситуацию. Хорошо, что ты это сделал. Давай вместе будем думать, как изменить положение. Я хочу, чтобы ты знал: мы тебе верим, и мы, твои родители, полностью на твоей стороне. Какие ты видишь пути решения проблемы? Как ты думаешь, что именно можно изменить в происходящем? Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы все это прекратилось? Предлагаю составить план действий. Но сначала давай разберем все возможные варианты, и ты сможешь понять, какой из них для тебя лучше».
Что делать родителям, если их ребенка обижают сверстники?
Когда родители узнают о сложившейся ситуации больше, следует вместе с ребенком наметить план действий (можно даже расписать, кто, когда и что будет делать). Очень важно понимать: одна из главных причин, по которым дети скрывают происходящее в школе – это страх, что родители своими действиями могут только усугубить ситуацию. Ребенок опасается, что его будут называть доносчиком, маменькиным сынком, ябедой; боится, что издевательства сверстников станут более изощренными, скрытыми, усилится психологическое давление. Задача родителей заключается в том, чтобы убедить ребенка: искать помощи – хорошо и правильно, он вовсе не ябеда, и взрослые сумеют помочь ему, не ухудшив положения.
Прежде чем действовать, родителям нужно обязательно поговорить с ребенком. Он знает ситуацию изнутри, хотя и не всегда может рассказать обо всем. В случае, если ребенок длительное время подвергается физическому и эмоциональному насилию, лучшее, что можно и нужно сделать, – вывести его из травмирующей обстановки (например, сменить школу или, если это невозможно, временно перевести ребенка на режим домашнего обучения). Смена коллектива сверстников и школы нужна для того, чтобы появилась возможность строить новые отношения с детьми. К тому же место, где ребенок терпел издевательства, уже само по себе является причиной его страданий. Чтобы избежать схожих трудностей на новом месте, нужно проанализировать способы общения, которыми пользуется ребенок, и, при необходимости, помочь ему приобрести соответствующие навыки. Если же ситуация не столь серьезна, и родители считают возможным оставить ребенка в старом коллективе, можно попробовать поговорить с обидчиками и их родителями. Но делать это нужно только с согласия ребенка, иначе родители лишь закрепят его беспомощность, пассивность и низкую самооценку. А это как раз те качества, которые делают ребенка непопулярным среди сверстников. Кроме того, родителям стоит задать себе вопрос: «Не совершаю ли я сам чего-то такого, что отдаляет моего ребенка от сверстников и делает его уязвимым для проявлений насилия?», ведь иногда именно родители своими действиями невольно провоцируют насмешки ровесников их сына или дочери.
Иногда родители убеждают ребенка, что он «самый лучший», «самый умный», что остальные дети хуже него, и поэтому недостойны того, чтобы он общался с ними. Очень вредно критиковать ребенка, не умеющего постоять за себя. Это лишь укрепит его в мысли, что он заслуживает плохого отношения. Наоборот, любыми способами надо убедить ребенка в его ценности, значимости и важности. Ребенок, который знает, что он достоин уважения, сможет постоять за себя в нужный момент. Ваша позиция придаст ему сил и уверенности в себе, повысит его самооценку.
Как развивать у ребенка навыки общения? Самый важный навык, который нужно сформировать у ребенка – это умение налаживать дружеские отношения в детском коллективе. Чем лучше умеет общаться ребенок, тем меньше у него шансов оказаться в роли жертвы. Рекомендуется специально создавать ситуации, в которых ребенок может применять навыки общения: практиковать ролевые игры, приглашать родственников с детьми, друзей, знакомых. Важно рассказать ребенку, что почти всем людям нравится говорить о себе, они любят, когда проявляют интерес к их личности. Еще нужно научить его «приветливым» жестам, позам, манере говорить и мимике. Все эти знания и навыки помогут ему завязать и поддержать беседу, вести себя дружелюбно.
Что делать родителям в случае конфликта между их ребенком и учителем? Если у родителей есть уверенность или подозрение, что их ребенок находится в конфронтации с учителем, необходимо убедить ребенка: они верят ему и готовы разобраться в происходящем. Еще до встречи с педагогом нужно постараться прояснить ситуацию. Вместе, в семье изначально нужно спокойно обсудить, как исправить положение. При этом не следует настаивать на своих вариантах разрешения проблемы. Необходимо, чтобы ребенок сам предложил приемлемый для него выход, и тогда конфликт разрешится благополучно. Затем следует внутренне подготовиться к предстоящему разговору. Не исключено, что учитель сразу станет защищаться или, наоборот, «нападать» на родителей. Этому его учит прежний, не всегда приятный опыт подобного общения. Значит, очень важно сразу дать собеседнику понять, что родители ищут выход из ситуации и хотят сообща разобраться в ней. Хорошо, если родители владеют грамотной техникой ведения беседы.
Правильное поведение родителей и учителя обязательно поможет найти путь к примирению, который устроит обе стороны.
Стратегии безопасного поведения детей на улице. Однажды наступает время, когда ребенок младшего школьного возраста становится более самостоятельным: сам добирается до школы и обратно, ходит в магазин, гуляет во дворе со сверстниками, посещает кружки и секции. Задача родителей в этот период – обезопасить детей от насилия на улице. Для этого нужно уметь доступно рассказывать ребенку о правилах безопасности, правильно задавать вопросы и прививать необходимые навыки поведения.
Родителям важно знать: как правило, преступники – прекрасные психологи, способные придумать различные уловки для того, чтобы завлечь ребенка. Надо помнить о том, что особенно уязвимы дети, чувствующие себя нелюбимыми, отверженными или страдающие от насилия в семье. Они могут стать легкой добычей для злоумышленников, которые оказывают ребенку повышенное внимание. Одной из самых эффективных приманок похитителям детей служит просьба о помощи, поэтому ребенку нужно объяснить, что взрослые должны искать помощи только у взрослых, а не у детей. И еще ребенку следует знать: гораздо менее опасно самому обратиться за помощью к незнакомому человеку, чем принять ее от него.
Для безопасности ребенка важны доверительные отношения в семье, именно они дают возможность открыто и честно обсуждать с ребенком различные проблемы. У ребенка формируется своеобразная «подушка эмоциональной безопасности», которая позволяет обратиться к родителю в любое время и с любым вопросом.
О чем должен знать ребенок для своей безопасности. Для того, чтобы предупредить возникновение опасных ситуаций на улице, родителям следует дать ребенку определенные знания и закрепить их в упражнениях, задавая нужные вопросы: «Кто такой незнакомец?» («незнакомец» – человек, которого ты не знаешь); «Кто такие опасный незнакомец и безопасный незнакомец?» («опасный незнакомец» – человек, который подходит к ребенку, заговаривает с ним или просит помочь в чем-нибудь; «безопасный незнакомец» – милиционер, кассир, продавец магазина, охранник, военнослужащий или тот взрослый, к которому ребенок обращается сам). «Что такое опасное и безопасное место?» («безопасное место» – хорошо просматривающееся и людное общественное место, например, аптека, почта, библиотека, банк, иное учреждение; «опасное место» – подворотня, стройка, места, поросшие густым кустарником, подвал, пустырь, темный двор и т. п.). «Что такое опасное и безопасное время суток?» («безопасное время суток» – светлое время суток, т.е., утро и день; «опасное время суток» – вечер и ночь).
Как научить ребенка обращаться за помощью к взрослым. Ребенка необходимо научить проявлять настойчивость в поисках помощи: если первый человек, к которому он обратился, не проявит должного внимания к просьбе, то второй или третий наверняка помогут. Родителям следует сказать ребенку: «В жизни бывают разные ситуации. Помни о том, что, если тебе потребуется помощь, ты можешь обращаться к взрослым до тех пор, пока не найдешь человека, который тебе поможет».
Часто ребенок не хочет обращаться за помощью, боясь, что его назовут ябедой. Обязательно надо объяснить ему разницу между понятиями «ябеда» и «просьба о помощи»: ябедой является тот, кто, рассказывая о ситуации, хочет, чтобы кого-то наказали, отругали. Если же ребенок рассказывает о случившемся, ожидая помощи и поддержки, то он – не ябеда. Родители могут сказать, например: «Когда ребенок хочет, чтобы ему помогли, и обращается за поддержкой к взрослому человеку, его нельзя назвать ябедой. Ведь он ищет помощи для себя, а не наказания для других».
Как родителям обучать ребенка правилам безопасного поведения. Родитель может начать так: «Я хочу рассказать тебе о правилах, которые обязательно нужно соблюдать для того, чтобы ты всегда был в безопасности», или «Сегодня я познакомлю тебя с правилами, которые нужно запомнить». Родителям необходимо сказать ребенку о его праве говорить «нет», например: «Ты имеешь право сказать взрослому человеку «нет» в тех случаях, когда находишься на улице» или «Я хочу, чтобы ты знал, что имеешь право говорить взрослому человеку «нет» в ответ на его просьбу познакомиться, куда-то пойти вместе, показать ему дорогу или оказать другую помощь. Помни, что взрослый человек должен обращаться за помощью к взрослым, а не к детям». Следует объяснить детям, что иногда в общении со взрослыми людьми могут возникать ситуации, которые пугают и тревожат ребенка. Тогда он должен смело сказать «нет», уйти и обязательно рассказать о случившемся человеку, которому доверяет.
Кроме того, следует научить детей отличать ситуации, когда можно оказать помощь незнакомому человеку: например, во дворе, где много других людей, или если старушка подошла к песочнице и попросила набрать песка для котенка. Будет полезным «проиграть» с ребенком множество таких ситуаций, чтобы он учился разделять их на опасные и безопасные, понимал, в каких стоит сказать «нет», а в каких – помочь незнакомому взрослому.
Также очень важно сформировать у ребенка модель безопасного поведения при общении со знакомыми людьми. Основное правило, которым должен руководствоваться ребенок: «Ничего не должно происходить без ведома родителей». Это значит, если даже хорошо знакомый человек или родственник что-то предлагает ребенку, родителей обязательно нужно поставить в известность. Договоритесь с ребенком, что он всегда будет согласовывать с вами по телефону или лично любое предложение от любого знакомого взрослого прежде, чем примет его. Чтобы научить ребенка громко и уверенно говорить «нет», будет достаточно потренироваться вместе с ним и рассказать историю про то, как маленькое «нет» стало большим.
Родители могут придумать вопросы для того, чтобы проверить, хорошо ли их ребенок знает правила безопасного поведения на улице. Задавать вопросы лучше всего в игровой форме. Например, можно сказать ребенку: «Давай поиграем в игру «Что, если…», а потом описать ему какую-либо потенциально опасную ситуацию.
Родителям необходимо понимать, что они не смогут всегда полностью контролировать поступки своих детей. Но они способны поддержать ребенка в трудную минуту, помочь ему в решении проблем и научить защищать себя от возможных опасностей.
Больше доверяйте себе, своей интуиции, опыту и родительским чувствам. Никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы, никто не может сделать для него больше, чем вы. Однако не пытайтесь быть идеальным родителем, не требуйте от себя всего и сразу, просто будьте рядом с ребенком и в хорошие, и в плохие минуты. Если сейчас ребенок чего-то не знает, или не хочет, или не может, это вовсе не означает, что так будет всегда. Дети растут и меняются, порой до неузнаваемости. Важно, чтобы между детьми и родителями сохранились доверительные отношения.
Приложение 5.2.
Письмо к родителям
«Дорогие папа и мама! Я вырасту здоровым и счастливым человеком, если вы будете помнить о том, что для меня важно и необходимо уже сейчас.
Любите меня просто за то, что я есть, и я стану еще лучше. Любите меня и заботьтесь обо мне, не забывайте выражать свою любовь взглядом, улыбкой, прикосновением.
Не бейте меня, от этого я не стану лучше. Наоборот, я вырасту и буду мстить всему миру, наказывая себя и своих детей. Мне не хочется жить в злом, неприветливом мире. Больше думайте о том, какие чувства я испытываю, чем о том, как я себя веду.
Часто мое поведение зависит от моего настроения. Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне, особенно в своих требованиях. Мне нужно знать границы дозволенного. Только предъявляйте такие требования, которые соответствуют моему возрасту и пониманию, тогда я смогу их выполнить.
Не сравнивайте меня с кем бы то ни было. Я имею право быть другим, ведь я единственный такой на всей Земле, неповторимый. Будьте готовы воспринимать меня как личность, отдельную от вас и непохожую на вас.
Я очень вас люблю и всегда хочу быть любимым вами. Поэтому не огорчайтесь, когда я раздражаюсь и злюсь на вас, капризничаю или кричу. Это пройдет. Мои чувства, как и ваши, не вечны. Может быть, я просто хочу, чтобы вы обращали на меня больше внимания.
Никогда не унижайте меня. Это больно ранит, мне кажется, что я самый плохой на свете и незачем делать что-то хорошее. Рушатся все мои надежды, и я не верю в себя. Как я смогу оправдать ваши ожидания относительно моего будущего, если я так и не научусь любить себя?
Не делайте для меня того, что я могу сделать сам. Я буду чувствовать себя маленьким, не захочу вырастать и буду требовать, чтобы вы обслуживали меня. Не оберегайте меня от последствий моих поступков, мне необходимо учиться на собственном опыте. Дайте мне право на ошибку и не заставляйте считать мои ошибки преступлениями. Никто не совершенен. Помните, что я многому учусь у вас и хочу быть похожим на вас.
Не обращайте слишком много внимания на мои плохие привычки. Излишнее внимание, а особенно запрет, только способствуют их закреплению. Лучше помогите мне осознать, в чем их ощутимый для меня вред.
Не требуйте у меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Иногда я сам не знаю, зачем поступил так или иначе. Лучше помогите мне понять, почему я сделал плохо и чем мой поступок навредил мне и окружающим.
Найдите время и выслушайте меня. Иногда мне очень хочется рассказать о себе и о своих проблемах. Дарите мне каждый день хотя бы полчаса своей жизни, и пусть это время будет принадлежать только мне, ни о ком и ни о чем не думайте в это время, кроме меня. Тогда я буду твердо уверен в том, что вы меня любите и я вам нужен. Это самое главное для меня.
Не вызывайте у меня чувство вины и не говорите: «Из-за тебя в моей жизни ничего не складывается!», «Из-за тебя в доме скандалы!», «Из-за тебя я не успеваю…» Ведь я не отвечаю за проблемы взрослых.
Будьте со мною искренними, всегда и во всем: когда выражаете свои чувства, слушаете меня, делаете замечания… Если хвалите – хвалите искренне. Искренне радуйтесь. Когда вы говорите и думаете одно, а чувствуете совсем другое, я это вижу и испытываю неуверенность.
Не хвалите и не ругайте меня за проявление чувств. Помогите мне осознать, что чувства просто есть, и испытывать их может каждый, что чувствовать не запрещается и не стыдно.
Не делайте мне замечаний в присутствии других людей. Поговорите со мной наедине.
Помните, что я вас люблю, и вы для меня самые главные люди на земле».
Приложение 5.3.
Что должны знать дети, чтобы защитить себя от сексуального насилия.
Приложение 5.4.
Сказка «Большое и маленькое «нет».
Маленькое «нет» сидит на скамейке и ест шоколадку. Оно действительно очень маленькое, по-настоящему крохотное, и совсем тихое. К нему подходит большая толстая женщина испрашивает: «Могу я сесть рядом с тобой?» Маленькое «нет» тихо шепчет: «Нет, мне бы хотелось побыть одному». Большая толстая женщина даже не слышит его и усаживается на скамейку. Следом подходит мальчишка и спрашивает: «Можно мне взять твою шоколадку?» Маленькое «нет» опять тихо шепчет: «Нет, я хочу съесть ее сам». Но мальчишка тоже не слышит, забирает у маленького «нет» шоколадку и начинает ее есть. Затем подходит мужчина, который уже раньше часто видел маленькое «нет» в парке, и говорит: «Привет, малыш! Ты очень симпатичный. Я могу тебя поцеловать?» Маленькое «нет» в третий раз шепчет: «Нет, я не хочу твоего поцелуя». Но мужчина, кажется, тоже не понимает, подходит к маленькому «нет» и собирается его поцеловать. Тут, наконец, терпение маленького «нет» лопается. Оно встает, вытягивается вверх и во весь голос кричит: «НЕ-Е-ЕТ!», и еще раз: «НЕТ! НЕТ! НЕТ! Я хочу один сидеть на этой скамейке, я хочу сам съесть мою шоколадку, и я не хочу целоваться. Сейчас же оставьте меня в покое!» Большая толстая женщина, мальчишка и мужчина широко открывают глаза: «Почему же ты сразу так не сказал?», и идут дальше своей дорогой. А кто сейчас сидит на скамейке? Не маленькое «нет», а большое «НЕТ». Оно сильное, громкое, и оно думает: «Стало быть, так. Если всегда тихо и нерешительно говорить «нет», люди этого не услышат. Нужно громко и отчетливо говорить «НЕТ», тогда с тобой будут считаться». Так маленькое «нет» стало большим «НЕТ». Гизела Браун
Приложение 6.1.
Анкета для подростков.
Цель: выявление склонности подростков к попаданию в виктимогенные ситуации (в трудные жизненные ситуации).
Дорогой друг! Предлагаем тебе ответить на ряд вопросов. Необязательно выбирать один из предложенных вариантов, Ты можешь написать свой ответ с обоснованием.
Ваш возраст___________ Ваш пол_______________
а) да;
б) скорее да, чем нет;
в) несу ответственность за ряд, часть своих действий, а не за все.
а) абсолютно верно;
б) отчасти это правильно;
в) скорее это не так.
а) стараюсь отвечать только за свои действия;
б) стараюсь отвечать за других людей;
в) стараюсь никогда не брать на себя дополнительной ответственности.
а) только мое личное дело;
б) мое личное дело, а также забота моих родителей;
в) о моей безопасности должны заботиться специальные властные структуры (милиция, прокуратура, армия и т.д.).
а) физическая подготовка;
б) наличие «плана личной безопасности»;
в) наличие и владение техническими средствами безопасности.
а) старюсь в этот момент думать о своей безопасности;
б) никак не реагирую;
в) если есть возможность, сообщаю о насилии в специальные службы (милиция и т.д.).
а) стараюсь все проблемы решать самостоятельно без помощи органов правопорядка;
б) прибегаю к помощи органов правопорядка при первой возможности;
в) прибегаю к помощи органов правопорядка только в случаях крайней необходимости.
а) чтение книг;
б) общение с друзьями;
в) оставаться дома;
г) что-то другое (напишите)_____________________________________
а) да;
б) нет.
а) очень часто;
б) часто;
в) иногда;
г) редко;
д) что-то другое (напишите)__________________________________
а) да;
б) нет;
в) что-то другое (напишите)___________________________________
а) очень часто;
б) часто;
в) иногда;
г) редко.
а) в 21.00;
б) в 24.00;
в) бывает, что не прихожу ночевать;
г) что-то другое (напишите)________________________________________
а) доверительные (дружеские);
б) делитесь своими переживаниями, иногда;
в) ничего им не рассказываете родителям;
г) что-то другое (напишите)__________________________________
Приложение 6.2.
Анкета для родителей
Цель: выявление склонности подростков к попаданию в виктимогенные ситуации (в трудные жизненные ситуации).
Уважаемый родитель! Предлагаем Вам ответить на ряд вопросов. Необязательно выбирать один из предложенных вариантов, Вы можете написать свой ответ с обоснованием.
а) чтением книг;
б) общаться с друзьями;
в) проводить время дома в одиночестве;
г) проводить время дома с друзьями;
д) проводить время дома с кем-то из родственников;
е) другое _________________________________________________.
а) да;
б) иногда;
в) нет;
г) другое _________________________________________________.
а) да;
б) иногда;
в) нет.
а) да;
б) иногда;
в) нет.
а) да;
б) иногда;
в) нет.
а) да;
б) нет;
в) другое_________________________________________________
а) с 18.00-20.00;
б) с 20.00-22.00;
в) с 22.00-24.00;
г) бывает, что не приходит ночевать;
д) другое__________________________________________________.
а) да;
б) иногда;
в) нет.
а) да;
б) иногда;
в) нет;
г) другое________________________________________________.
а) все своё свободное время;
б) «У меня очень мало свободного времени!»
в) «Он уже взрослый…»;
г) другое ________________________________________________.
а) доверительные (дружеские);
б) делятся своими переживаниями, иногда;
в) он ничего мне не рассказывает;
г) другое _______________________________________________.
Приложение 6.3.
Методика «Недописанный тезис»
Вам предлагается продолжить предложения – не торопитесь, подумайте. Необязательно давать точное определение, можно описать своими словами. Итак, продолжите, пожалуйста, предложения:
При обработке результатов учитываются уровни ранжирования ответов:
Таблица. Знания подростков по проблеме виктимности
(результаты опроса, чел.)
№ п/п | Уровень умений и навыков | Начало | Окончание |
1 | Виктимность (вопросы 1-5) | ||
высокий |
| ||
средний |
|
| |
низкий |
|
| |
2 | Виктимное поведение (вопросы 6-10) | ||
высокий |
|
| |
средний |
|
| |
низкий |
|
| |
3 | Безопасность (вопросы 11-15) | ||
высокий |
|
| |
средний |
|
| |
низкий |
|
| |
4 | Службы помощи подросткам (вопросы 16-17) | ||
высокий |
|
| |
средний |
|
| |
низкий |
|
|
Приложение 6.4.
Методика «Проблемные ситуации»
Цель – определении уровня сформированности умений и навыков безопасного поведения в различных ситуациях. Обследование проводится в начале реализации Спецкурса и по его завершении (констатирующий и формирующий эксперимент). Результаты оформляются в таблицу, где и происходит констатация изменений.
Оценка навыков и умений подростков проводится через количественно выраженный балл с помощью специально разработанных проблемных ситуаций (Приложение) по следующей бальной шкале:
«1» балл ставили при правильном разрешении ситуации подростком;
«0» баллов – при выполнении ситуации с подсказкой, при небольшом затруднении;
«-1» – если разрешение ситуации оказалось невозможным для подростка.
Совсем недавно Вы познакомились с другом. Вы о нем практически ничего не знаете. Родители на работе. Пригласите ли Вы его в гости к себе домой? Поставите ли в известность об этом родителей?
В ночной клуб приезжает известная РОК- группа и Вы хотите пойти на концерт с друзьями. Но родители нарушают Ваши планы. Друзья предлагают уйти, когда родители лягут спать, а утром незаметно вернуться. Как Вы поступите?
В привычной компании вам предлагают что-то – для вас нежелательное (например, закурить, выпить спиртное, попробовать наркотик), говоря о том, что все уже это сделали – и вы тоже должны попробовать. Ваши действия?
Вы опаздываете на День рождения к своей девушке (парню, другу, подруге), которая (ый) живет в другом районе. Автобус только что отъехал от остановки, Вы не успели. Ваши действия?
Таблица. Умения и навыки безопасного поведения подростков
(результаты решения проблемных ситуаций, чел.)
№ ситуации | Уровень умений и навыков | Начало | Окончание |
1 | Безопасное поведение дома, в помещении | ||
высокий |
| ||
средний |
|
| |
низкий |
|
| |
2 | Безопасное поведение на улице (в разное время суток) | ||
высокий |
|
| |
средний |
|
| |
низкий |
|
| |
3 | Безопасное поведение в общественных местах | ||
высокий |
|
| |
средний |
|
| |
низкий |
|
| |
4 | Владение техниками отказа (умение сказать «нет») | ||
высокий |
|
| |
средний |
|
| |
низкий |
|
|
Учреждение | Дата выхода специалистов для проведения занятий Спецкурса | Возраст обслуженных несовершеннолетних | Количество обслуженных несовершеннолетних | Количество выходов специалистов для проведения занятий Спецкурса | Количество обслуженных родителей несовершеннолетних | Количество распространенной информационной продукции |
Доля несовершеннолетних, усвоивших материал (по результатам тестирования), % | |||||
в общеобразовательные организации | в отделения дневного пребывания | 7-9 лет |
10-12 лет | 13-14 лет | в общеобразовательных организациях | в отделениях дневного пребывания | в общеобразовательные организации | в отделения дневного пребывания | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «СЕМЬЯ»
ЭФФЕКТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
«ШКОЛА ЭФФЕКТИВНЫХ РОДИТЕЛЕЙ»
(для родителей/законных представителей
учащихся МАОУ СОШ г. Тюмени)
Авторы-составители:
Лацильник О.Л.
Писарева Е. В.
Пискун Д. И.
Скорченко А. В.
Терехова О.И.
Усачев А. А.
Шишкова О. А.
Тюмень, 2018
Пояснительная записка
На основании п. 7 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 12 декабря 2014 года № Пр-2876 был разработан курс по основам детской психологии и педагогике. Данный курс называется «Школа эффективных родителей» и рассчитан на аудиторию родителей (законных представителей) детей, обучающихся в средних общеобразовательных школах города.
Цель: повышение уровня родительской компетентности.
Задачи:
Содержание курса составляют вопросы возрастной психологии, психологии личности и семейных (родительско-детских) отношений, вопросы семейного воспитания и методов стимулирования поведения ребенка. В конспективной форме раскрыто основное содержание занятий «Школы эффективных родителей», однако при использовании представленных материалов следует учитывать уровень подготовленности группы родителей (законных представителей) и наиболее актуальные темы для проработки конкретной аудиторией.