В условиях современного мира, когда зачастую каждый день расписан по минутам, мы приходим домой, лишенные сил. Ужин, посуда, готовка, помощь с выполнением домашнего задания, сериал, глажка или стирка, социальные сети… и так день за днем, за годом год. И вот приходит момент, когда тебя как родителя, спрашивают о том, чем увлекается твой ребенок, о чём мечтает. И вдруг выясняется, что то, чем он занимается в кружке, студии или секции, никак не связано с его мечтами и увлечениями.
Почему так происходит? Ответ прост: мы перестали общаться с нашими детьми. И пока дети маленькие, это заметить трудно, потому что ребенок сам делает все, чтобы на него обратили внимание: это его бесконечные «Почему?», «Давай поиграем…», «Расскажи мне про…». Потом начинается школа, и нам уже не до разговоров и совместного времяпровождения. А ведь для младшего школьника важно чувствовать, что с началом нового этапа он не просто стал учеником с кучей домашних заданий, а остался любимым ребенком!
Подросткам в этот непростой период их жизни просто необходимо ощутить участие и понимание взрослых. Поверьте, их сильно «ранит» ухудшение отношений с родителями. Ведь мы привыкли думать, что подросток — это практически уже взрослый человек. Поэтому и требования начинаем предъявлять соответствующие. А теперь ответьте себе откровенно на вопросы: «Когда последний раз я говорила ему, что очень люблю его и горжусь им?», « Знает ли он, что является самым ценным, что есть в моей жизни?»
Хорошая новость: у современных подростков в основном здоровая система ценностей. Они отдают приоритет заботе о ближних, стремятся быть хорошими друзьями, поддерживать традиционные ценности, уважительно и терпимо относиться к другим людям. Для нынешних подростков также большое значение имеет здоровье. Исследование, проведенное МГУ в 2000 году, демонстрировало приоритетность других ценностей: тогда на первом месте у подростков стояли богатство и желание власти над людьми.
Конечно, нынешние подростки хотят много зарабатывать, хорошо жить, получать удовольствия, но они готовы учиться и после школы. Понимают необходимость приобретения хороших знаний для получения престижной работы, но очень слабо ориентируются в вопросах, как этого достичь и не соизмеряют свои желания со своими возможностями. А это может обернуться значительными проблемами как них самих, так и для общества в целом.
Зарубежные и отечественные исследования показывают, что больше всего подростки страдают от потери или значительного ухудшения эмоциональных контактов с родителями и учителями (какими бы взрослыми и независимыми от семьи они ни старались казаться себе и окружающим). Возникает главный вопрос: «Что же делать?»
Первое и самое важное — любите своего повзрослевшего ребенка! Подросток должен чувствовать, что Вы его любите и поддерживаете, что в любой ситуации он может рассчитывать на Ваш совет и Вашу помощь, не боясь насмешки или пренебрежения.
Опирайтесь на лучшее в подростке, верьте в его возможности. Не унижайте и не оскорбляйте его (особенно в присутствии сверстников). Не сравнивайте его с другими подростками и детьми. Помните, что каждый ребенок уникален и неповторим.
Разговаривайте с ним на «взрослом языке»: обсуждайте дела и увлечения, знайте его заботы, друзей и учителей. Постарайтесь слушать, слышать и понимать своего ребенка.
Проявляйте свою заинтересованность в общении с подростком, но не навязываете его. Будьте готовы оказать родительскую поддержку именно в тот момент, когда ребенок сам обратиться за ней.
Галина Кофанова, ведущий психолог Регионального Центра «Семья»